«Я за здоровый образ жизни»
Внеклассное мероприятие по теме:    «Я за здоровый образ жизни»
МБОУ СОШ №3 г. Морозовск  Ростовская обл.
Составитель: Григорьевская В.В. учитель биологии.
Целевая аудитория:  Учащийся 9-10кл
Предмет(ы):  Биология, Психология
Я за здоровый образ жизни
Цель занятия: 
 Образовательные:
 — сформировать у учащихся представление о том, что такое ЗОЖ; пропаганда здорового, активного образа жизни,   
— дать учащимся возможность задуматься о необходимости быть здоровыми,
— сделать вывод о том, что способствует здоровью, а что приносит вред;
— развивать творческие способности, память, внимание, познавательный интерес.
Воспитательные:
-продолжить формирование у обучающихся чувства ответственности за свое здоровье;
- показать учащимся, что образ жизни значительно влияет на здоровье человека и зависит от него самого; приобщение к ЗОЖ;
- создать условия для реальной самооценки учащихся.
 Развивающие:
- продолжить развитие познавательной активности подростков.
 
 Задачи:
 В ходе занятия: - вспомнить изучаемый материал за курс 8 класса по биологии,
-подготовить индивидуальные выступления,
- осуществить просмотр кадров видеороликов,
-провести психологический тест,
- создать кластер « Моё здоровье»,
- создать комфортные условия для общения учащихся, рефлексии.
 
Оборудование: бланки с заданиями, тест «Мое здоровье и экология»,  комплект карточек  (5 х 20), видеоролик о вреде курения, алкоголя.
Учитель: Здравствуйте! Я говорю вам «здравствуйте», а это значит, я всем вам желаю здоровья! Задумывались ли вы когда-нибудь о том, почему в приветствии людей заложено пожелание друг другу здоровья? Наверное, потому, что здоровье для человека – самая главная ценность. Но, к сожалению, мы начинаем говорить о здоровье тогда, когда его теряем.
Ученик:
Получен от природы дар –
Не мяч и не воздушный шар, 
Не глобус это, не арбуз –
Здоровье. Очень хрупкий груз!
Чтоб жизнь счастливую прожить, 
Здоровье нужно сохранить.
Учитель: В народе есть такие пословицы: "Здоровье - всему голова", "Здоровье дороже денег", "Здоров будешь - всё добудешь".
Что же такое здоровье? (ответы уч-ся).
Да, всё правильно сказали.
«Здоровье не всё, но всё без здоровья – ничто», - утверждал Сократ.  Еще в 19 веке немецкий философ Артур  Шопенгауэр говорил: «Вообще 9/10 нашего счастья основано на здоровье   Мне бы хотелось, чтобы девизом вашей жизни стали слова известного врача Амосова, который
всю жизнь лечил сердца людей.(Разгадайте этот девиз, запишите и запомните!)
 
  Я за здоровый образ жизни
(Добыть здоровье сможет только сам человек!) 
- Как вы понимаете эти слова (выслушать ответы уч-ся)? Сделать обобщение  
      Давайте уточним, какого человека можно назвать здоровым?      
Действительно, это человек, который ведет:
- активный образ жизни
- отказ от вредных привычек
- позитивное мышление
- правильное питание
- соблюдение режима дня
У нас получились составляющие здоровья 
 Психолог:Сегодня медики утверждают: здоровье человека на 20% зависит от наследственности, на 20% от природы, на 10% от  медицины. Остальные 50% в руках самого человека 
Учитель: Итак, здоровье – это состояние полного физического, психологического и духовного благополучия, которое создает благоприятные условия для расцвета личности, талантов и способностей человека.
В большой степени здоровье человека зависит от него самого. “Жизнь долга, если она полна”. Один из главных показателей здоровья – продолжительность жизни. Там, где нет здоровья, не может быть долголетия. Как вы думаете, какие факторы влияют на наше здоровье? 
(Ответы детей: режим дня, правильное питание, не употреблять токсические, алкогольные вещества, не курить)
Чтобы лучше разобраться в этом  определение, вам нужно будет составить кластер
Каждая группа (2-4ч) составляет кластер  с положительными и отрицательными факторами, по окончанию занятия  необходимо представить  кластер и делать вывод.
Психолог: А сейчас, я предлагаю вам поучаствовать в особом тестировании, составленном американскими медиками. По окончании теста, попробуйте определить, что означает его результат.
Итак:
- Юноши  записывают цифру  – 69 лет, а девушки– 76, из них нужно будет вычитать или прибавлять набранные в результате своих ответов баллы.
- Если ты живешь в городе с населением более 1 млн. человек, вычти 2 года.
- Если ты живешь в населенном пункте с населением менее 10 тыс. человек, добавь 2 года.
- Если ты планируешь в будущем заниматься умственным трудом, отними 3 года, если физическим – прибавь 3.
- Если ты занимаешься спортом пять раз в неделю хотя бы по полчаса, прибавь 4 года, если 2-3 раза – прибавь 2 года.
- Если в будущем ты собираешься вступить в брак, добавь 5 лет, если нет, то вычти по одному году  за каждые 10 лет холостой жизни (начиная с 25 летного возраста)
- Если ты спишь больше 10 часов, вычти 4 года, если по 7-8 часов, ничего не вычитай.
- Если ты плохо спишь, отними 3 года. Накопившаяся усталость, как и слишком продолжительный сон, - признак плохого кровообращения.
- Если ты нервный, вспыльчивый, агрессивный человек, отними 3 года, если спокойный, уравновешенный – добавь 3 года.
- Если ты счастлив, добавь один год, если несчастлив, отними 2 года.
- Если собираешься получить среднее образование, добавь один год, если высшее – 2 года.
- Если кто-нибудь из твоих бабушек  и дедушек дожил до 85 лет, то добавь 2 года, если кто-нибудь из них скоропостижно скончался, не дожив до 50 лет (умер от инсульта, инфаркта…), вычти 4 года.
- Если кто-то из твоих родственников, не дожив до 50, скончался от рака, инфаркта и т.д., вычти 3 года.
[advert] - Если ты выкуриваешь больше трех пачек сигарет в день, отними 8 лет, если пачку – 6 лет, если меньше пачки – 3 года.
- Если каждый день ты выпиваешь хоть каплю спиртного, вычти 1 год.
- Если твой вес по сравнению с нормальным для твоего возраста и роста превышает на 20кг, вычти 8 лет, если на 15-20, то – 4 года, если на 5 -15 кг  -  2 года.
Учитель биологии: Как вы думаете, что означает получившееся число?  Да, верно, это приблизительный возраст до которого ты можешь дожить
Исходя из вопросов этого теста мы можем определить -
- Какие же ещё факторы влияют на продолжительность жизни человека?
           ( наследственность, окружающая среда,).
 - Но очень многое зависит и лично от человека: его привычек, образа жизни.
- Какие факторы, влияющие на состояние здоровья могут зависеть от самого человека?
Правильно, это вредные привычки -
- курение
- алкоголь;
- агрессивное поведение
- пассивный образ жизни 
Именно они сокращают продолжительность жизни. Давайте на некоторых из них остановимся поподробнее.
  1этап познания  Для того,  чтобы узнать, к каким последствиям может привести курение, сыграем в игру «Что здесь  зашифровано?»  – работа в парах с анаграммами. У вас на столах находятся карточки с анаграммами, разгадайте их .
Акшлеь (кашель)                                                    
Дыокша (одышка)
Неболиз асдцер (болезни сердца)
Саргтит (гастрит)
Акр егликх (рак легких)
 Яарння мресть (ранняя смерть)
Ваилднеетиось (инвалидность)
Ракисе (кариес)
Ыщормин ( морщины)     Вывод:
- Посмотрите на  видеофрагмент, прошу вас прокомментировать ситуацию - Что происходит на экране? Что можно сказать о действиях курящих людей? Что можно сказать об их воспитанности? Какому риску подвергаются некурящие люди в данной ситуации ?
Вывод:  ( привлекать учащихся)
 И дома, и в общественных местах некурящий человек часто вынужден находиться с курящим человеком и вдыхать табачный дым. Курение в присутствии некурящих – это не только элементарная невоспитанность, но и покушение на чужое здоровье. В этой ситуации некурящий человек получает даже большую дозу вредных веществ, чем сам курильщик
 Осознать весь вред курения нам поможет решение задач (работа в парах с учетом интеллектуального развития уч-ся)
 
Задача №1  «Сердце курильщика» Сердце нормально тренированного человека бьется с частотой 70 ударов в минуту. Сердце курящего человека вынуждено делать на 5-10 ударов в минуту больше. Сколько дополнительных ударов приходится сделать сердцу курильщика за сутки? (ответ 1440 ударов).
За 1 час – 480 ударов, за сутки 11520(курильщик)
За 1 час – 420 ударов, за сутки 10080 (не курящий).
Задача №2 . Человек выкуривает в день пачку сигарет по цене 15 рублей за пачку. Сколько денег в год тратит человек на свою вредную привычку? (ответ 5475 рублей)
 
- Как вы думаете, в России борятся с курением? Если «да», то каким образом?
( ответы уч-ся). Правильно, в нашей стране борьба с курением становится обязательной.
 
2 этап познания .   Психолог: – Сейчас мы проверим, хорошо ли вы разбираетесь в вопросах здоровья. Я буду зачитывать различные высказывания. Если они верны, то хлопаете в ладоши 1 раз, если нет, то 2 раза.
— Согласны ли вы, что зарядка – источник бодрости и здоровья?
— Верно ли, что жвачка очищает и  сохраняет зубы?
— Верно ли, что кактусы снимают излучение от компьютера?
— Верно ли, что от курения 1 человека страдают окружающие его люди?
— Правда ли, что вдыхание паров бензина поднимается настроение?
— Верно ли, что есть безвредные наркотики?
—Быть некурящим в наше время легко?
— Правда ли, что недостаток солнца вызывает депрессию?
— Правда ли, что подростку достаточно спать ночью 8 часов?
 
— А теперь я попрошу вас встать из-за парт. Пожалуйста, сделайте прыжок вперёд, назад. Подровняйте носочки. Прошу вас ладонями достать пол. Выпрямитесь. Сцепите руки за спиной и присядьте 2 раз. Молодцы!
— Как можно назвать то, что мы сейчас с вами делаем? Правильно! Разминка, физкультминутка, зарядка, т.е. активный образ жизни. Он способствует укреплению здоровья или нет? Да.
 Очень важно заниматься спортом: 
Наши ребята тоже занимаются спортом: (перечисляются несколько спортсменов школы, имеющие достижения). 
3 этап познания Учитель: Алкоголь, курение, наркомания – эти слова, как ни прискорбно, известны каждому взрослому, подростку и даже ребёнку. Алкоголь и курение человечество знает давно. Но в последнее время проблема состоит в том, что к ним прибегают очень молодые люди, которые порой ещё и не осознают, какой вред может нанести это их здоровью.
Ученик: Случилось это
Во время птичьего банкета:
Заметил Дятел-тамада,
Когда бокалы гости поднимали,
Что у воробушка в бокале-
Вода! Фруктовая вода!!!
Подняли гости шум,
Все возмущаться стали,
«Штрафной» налили Воробью.
А он твердит своё: «Не пью! Не пью!»
«Не поддержать друзей?
Уж я на что больная,-
Вопит Сова,- а всё ж допью до дна я!»
«Где ж это видано, не выпить за леса,
И за родные небеса?!»-
Со всех сторон несутся голоса.
Что делать? Воробей приклювил полбокала.
«Нет! Нет! — ему кричат.
Не выйдет! Мало! Мало!
Раз взялся пить, так пей до дна!
А ну налить ему ещё бокал вина!»
Наш скромный трезвенник
Недолго продержался.
Все разошлись, а он под столом остался…
Учитель:— Каковы последствия такого поведения? Почему Воробей не сумел отказаться. Сказать нет? Как бы вы ответили, оказавшись на месте Воробья?
— О пьянстве сложено немало пословиц и поговорок.( Уч-ся поясняют пословицы)
1. Пьяному море по колено, а лужа по уши. (Пьяный думает, что может всё, а на самом деле даже из лужи выбраться не в состоянии)
2. Что у трезвого на уме, то у пьяного на языке. (Пьяный не контролирует свою речь, способен обидеть словом, разболтать секреты друзей)
3. Пить до дна – не видать добра. (Пьяница теряет здоровье, друзей, работу, уважение окружающих, любовь ближних).
4 этап познания: Психолог:  Для подрастающего организма очень важен правильный режим питания – это тоже путь к здоровью и успеху, одна из загадок долголетия. Сколько раз в день надо есть? (ответы уч-ся)
Что такое "здоровое питание"? (ответы уч-ся)
Лучше всего есть 4 раза в день: завтрак, обед, полдник, ужин. Чем больше разрыв между ужином и завтраком, тем лучше ты выспишься, тем здоровее будешь. Но очень вредны перекусы, сухомятка. Старайтесь соблюдать режим питания. И не важно, какой именно час вы отведете для обеда, домашнего задания или прогулки. Важно, чтобы этот час был по возможности одним и тем же! 
Коробка советов
В этой коробке написаны советы. Вы по очереди вытягиваете одну бумажку и читаете совет. Если кто-то не согласен, высказывает свои возражения.
1.    Остановись до того, как почувствуешь, что сыт, так как твоему телу потребуется 20 минут, чтобы понять, что сделал рот. Откусывай пищу маленькими кусочками.
2.    Не ешь, если не голоден. Ешь медленно, клади вилку после каждого кусочка и разговаривай во время еды. Не накладывай себе больших порций. Ешь поменьше.
[advert] 3.    Не покупай жирную еду. Проси, чтоб домой меньше покупали сладкого. Никогда не ходи на рынок или в магазин на пустой желудок.
4.    Думай, что тебе нужно прожить именно этот день без шоколадки. Это проще, чем настраивать себя на три недели лишений.
5.    Вермишель способствует набору веса больше, чем капуста, картофель, более калориен, чем помидоры, и т.д. Запомни, какие продукты могут превратить тебя в пончик, и не обязательно учить таблицу калорий.
6.    Пей много воды между приёмами пищи. Это притупляет голод. Перед ужином пей сок или бульон.
7.    Покупай рыбные консервы в томатном соусе, а не в масле, фруктовые – в собственном соку, а не в сахарном сиропе, белое мясо (цыплёнок, рыба), а не красное (гамбургеры, бифштексы), нежирное молоко.
8.    Чтобы чувствовать себя бодрым и весёлым, питайся сбалансировано. Это значит, что твой рацион должен состоять из пяти основных продуктовых групп: зерна и хлопья; фрукты; овощи; мясо, птица и рыба; молочные продукты.
Спасибо за работу!
Учитель биологии:   Завершая сегодняшнее мероприятие мы с вами поиграем в "Мозговой штурм", фишка , той, группе которая  первой  даст правильный ответ.
Вопросы викторины с ответами:
1. А.П. Чехов говорил: "Целовать курящую девушку всё равно, что ..." (целовать пепельницу)
2. Как древние греки называли бы человека, страдающего влечением к оцепенению ("оглушён")? (Наркоманом)
3. Закончите английскую пословицу: "Курильщик выпускает в свои уста врага, который похищает ..."(мозг)
4. Назовите принципы закаливания - "Три П". (Постепенно, последовательно ,постоянно)
5. Назовите насекомых - индикаторов отсутствия у человека навыков гигиены. (Блохи, вши)
6. Какая поговорка учит нас правильному режиму питания? (Завтрак съешь сам, обед раздели с другом, а ужин отдай врагу)
7. Сколько часов в сутки должен спать человек? (взрослый - 8 часов, подросток - 9-10 часов, ребенок 10-12 часов)
8. Какими видами спорта следует заниматься для формирования осанки (Плаванием, гимнастикой, лёгкой атлетикой).
Психолог:  Наше мероприятие  подходит к концу.  Вспомним девиз, который вы записали в начале урока: « Добыть здоровье сможет только сам человек!» И путь к здоровью у каждого будет свой. Попробуйте схематично представить  своё здоровье, её составляющие на альбомных листах, которые лежат на партах перед вами, опираясь на полученные знания. Пользуйтесь маркерами, можете добавить рисунки или какие-либо знаки, все, что угодно, дайте простор вашей фантазии.(Создание кластера)
Покажите нам свои работы:
Обобщениеучителя биологии в конце мероприятия: – Здоровье – это бесценный дар, который преподносит человеку природа.  Потерять здоровье легко, а вернуть его очень и очень трудно.  Заботу о нем нельзя полностью перекладывать на докторов. Необходимо потрудиться и самому. Не жди, что когда ты вырастешь, на тебя вдруг сами собой «свалятся с неба» красота, грация, сила, выносливость. Все это ты должен создавать своими усилиями, изо дня в день.
Хочется, в заключении, рассказать вам  старую притчу:
-  В одной далекой стране жил мудрец, на многие вопросы он знал ответы, и сотни людей приходили к нему за советом и помощью. В той же стране жил молодой человек, который совсем недавно был еще ребенком и только начинал свой жизненный путь. Но он-то думал, что все уже знает, многое умеет и чужих советов слушать ему не надо. Решил он провести мудреца – поймал бабочку, зажал ее между ладонями и спросил мудреца: « Что у меня в руках – живое или неживое?». Если мудрец ответил бы «живое», он сильнее сдавил бы руки, бабочка бы умерла, и мудрец оказался бы не прав, а если мудрец ответил бы «неживое», молодой человек разжал бы руки, бабочка выпорхнула, а мудрец снова был бы не прав. Но когда молодой человек подошел к мудрецу и задал свой вопрос, старый человек внимательно посмотрел на него и сказал: «Все в твоих руках…
Ваша судьба и ваше здоровье, ребята, в ваших руках.
Рефлексия У каждого из вас по 5 карточек разного цвета. Я предлагаю вам  «Сделать свой
выбор!»- красная – я против здорового образа жизни, как хочу- так и живу
 желтая – мне все равно,
 розовая – жизнь коротка, и надо успеть попробовать все,
 синяя – от судьбы не уйдешь – будь что будет,
 зеленая – я – личность, все в моих руках.
Поднимите вверх карточки соответствующие вашему выбору 
Психолог: Желаем вам никогда не болеть, не злоупотреблять вредными привычками, правильно питаться и быть всегда бодрыми и счастливыми! До новых встреч! Всем здоровья!

Источник: Внеклассное мероприятие "Я за здоровый образ жизни"
Категория: Внеклассная работа | Добавил: grivalenti (19 Май 2016) | Автор: Григорьевская В.В. учитель биологии
Просмотров: 1457 | Теги: курение, экология человека, ЗОЖ | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar