БИОЛОГИЯ - НАУКА О ЖИВОМ МИРЕ. ОБЩИЕ СВОЙСТВА ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ
Урок 1
БИОЛОГИЯ - НАУКА О ЖИВОМ МИРЕ.
ОБЩИЕ СВОЙСТВА ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ
Задачи: сформировать знания о биологии как о ком­плексной, фундаментальной науке; показать роль биологиче­ских знаний в современном обществе; сформировать знания об общих свойствах живых организмов, научить выделять общие свойства организмов.
Оборудование: таблицы с изображением различных форм жизни.
Ход урока
  1. Вступительное слово учителя.      Краткое знакомство с новым курсом, обоснование роли и места «Общей биологии» в системе биологических наук. Изуче­ние методического аппарата учебника, рабочей тетради, разъяс­нение требований, предъявляемых при подготовке домашних заданий, к ведению тетрадей.
II.   Изучение нового материала.
1. Что такое биология ?      Составте  синквейн понятия  «биология»
- Биология - наука о жизни. Название ее образовано путем соче­тания двух греческих слов: «биос» — жизнь и «логос» — слово, учение. Биология изучает проявления жизнедеятельности всех живых организмов — бактерий, грибов, растений и животных.
Биология изучает разнообразие, строение и функции живых существ и природных сообществ, распространение, происхож­дение и развитие организмов, их связи друг с другом и с нежи­вой природой.
Исследование природы началось на самых ранних этапах развития человечества - оно обеспечивало людям выживание. Сведения о животных и растениях люди запоминали, передава­ли из поколения в поколение, позднее стали составлять списки полезных растений и животных, характеризовать их свойства, способы выращивания.
В 1802 г. французский натуралист Ж.-Б. Ламарк ввел в науку термин «биология». Биология наряду с описанием и системати­зацией широко использует аналитические и сравнительные, ис­торические и экспериментальные (в том числе моделирование) методы исследования и применяет их в комплексе. Биология относится к фундаментальным наукам, так как ее выводы имеют основополагающее теоретическое и прикладное значение.
Современная биология представляет собой комплексную науку, состоящую из ряда самостоятельных научных дисциплин со своими объектами исследования
      В зависимости от предмета изучения биологию подразделяют на отдельные науки, характеризующиеся высочайшей специа­лизацией и одновременно тесным их взаимодействием.
Далее демонстрируется схему «Комплекс биологических наук» и кратко характеризует каждую науку.
        Молекулярная биология
        Биофизика
      Цитология Биохимия
    Морфология Гистология Биокибернетика
Биология
19 век
Ботаника Анатомия Эмбриология Биометрия
  Зоология Физиология Генетика Радиобиология
  Микология Систематика Селекция Бионика
  Микробиология Палеонтология Эволюция Биотехнология
  Антропология
 
  Эволюционное учение Генная инженерия
        Космическая биология
        Ббиогеография
 
. Мир бактерий и вирусов изучает микробиоло­гия, строение и жизнедеятельность растений служат предметом бо­таники, сведения о животных собирает и систематизирует зоология, грибы изучает микология, а человека — антропология.
В частной микробиологии, частной ботанике, частной зоологии и частной микологии исследуются особенности строения и жизнедея­тельности каждого отдельного вида. В общих разделах этих дисцип­лин изучаются свойства, присущие всем организмам данной формы живого. Главные направления этих наук: морфология — учение о внешнем строении, структуре объектов живой природы (морфология растений, морфология животных и т.д.); физиология — учение о функциях живых организмов; анатомия — наука о внутреннем строении существ. К классическим наукам биологического цикла также можно отнести и систематику (систематика растений, систе­матика животных, систематика грибов и др.), экологию (экология растений, экология животных, экология грибов и др.), палеонтоло­гию (палеоботаника, палеозоология и др.).
Выявление и объяснение общих свойств и многообразия живых организмов — задача общей биологии. Эволюционное учение, пред­ставления о развитии органического мира, основы общей экологии и учения о биосфере, цитология, гистология, закономерности инди­видуального развития организмов, основы генетики и селекции яв­ляются предметом изучения общей биологии. К изучению этих об­ластей знаний мы и приступаем в этом учебном году.
В самых разных областях биологии все большее значение при­обретают пограничные дисциплины, связывающие биологию с другими науками — физикой, химией, кибернетикой и др. Так воз­никли биофизика, биохимия, биокибернетика, бионика, радио­биология и др., каждая из них обладает своими методами исследо­вания, раскрывающими новые стороны организации и функцио­нирования таких сложных и совершенных саморегулирующихся систем, как живые организмы. Например, без знания физики не­возможно понять работу нервной системы организма, без знания химии — разобраться во множестве процессов, происходящих внут­ри клеток, широкое внедрение математики вызвало рождение био­метрии, позволило выявить статистические закономерности био­логических явлений и т.д.
Биология относится к фундаментальным наукам, так как ее вы­воды имеют основополагающее теоретическое и прикладное (прак-
 
2. Биология - наука о живом мире.
Для чего необходимо изучать биологию? В тексте одной из лекций Томаса Гексли есть такие строки: «Для человека, не зна­комого с естественной историей, пребывание среди природы подобно посещению художественной галереи, где 90 % всех удивительных произведений искусства повернуты лицом к сте­не. Познакомьте его с основами естественной истории - и вы снабдите его путеводителем к этим шедеврам, достойным быть обращенными к жаждущему знания и красоты человеческому взгляду».
Помимо познавательной и эстетической стороны, биологи­ческие знания имеют и чисто практическое применение во мно­гих областях человеческой деятельности.
Биологические знания активно используются в пищевой промышленности, фармакологии, производстве товаров народ­ного потребления. В сельском хозяйстве важнейшей проблемой является создание высокоурожайных сортов растений и высоко­продуктивных пород животных, а также разработка на научной основе наиболее оптимальных условий культивирования расте­ний и содержания скота.
Сам человек является живым организмом, поэтому биология является теоретической основой таких наук, как медицина, пси­хология, социология и др.
Беседа по ?
- Как вы думаете, какова роль биологии в современном обществе, в жизни каждого человека?
- Для решения каких глобальных задач человечества необходимы знания биологии?
Основной задачей общей биологии является выявление и объяснение общих свойств и многообра­зия живых организмов, нахождение общих закономерностей в живой природе.
2. Разнообразие и общие свойства живых организмов.
Живой мир Земли представлен великим разнообразием жи­вых организмов - бактерий, растений, грибов, животных. Все это - уникальные формы жизни.
Жизнь - это способ существования открытых систем, обла­дающих свойствами саморегуляции, воспроизведения и разви­тия на основе биохимического взаимодействия белков, нуклеи­новых кислот и других соединений вследствие преобразования веществ и энергии из внешней среды.
Живые системы обладают рядом общих свойств и призна­ков, отличающих их от неживой природы.
- Какие же это свойства?
а)  Единство химического состава. Все живые организмы со­стоят из тех же химических элементов, что и объекты неживой природы, но соотношение их в неживом и живом неодинаково. В живых организмах 98 % химического состава приходится на четыре элемента: углерод, кислород, азот и водород.
б)  Клеточное строение. Все живые организмы имеют опре­деленную организацию, структурной и функциональной едини­цей которой для все организмов (кроме вирусов) является клет­ка.
в)   Обмен веществ и энергозависимость. Все организмы представляют собой открытые системы, являющиеся устойчи­выми лишь при условии непрерывного доступа к ним веществ и энергии извне.
Живые существа извлекают, преобразуют и используют ве­щества и энергию из окружающей среды и возвращают в нее продукты распада и преобразованную энергию, например в виде тепла.
г) Самовоспроизведение. При размножении живые организ­мы воспроизводят себе подобных, увеличивается их числен­ность.
д)  Раздражимость. Для живых организмов характерна спо­собность отвечать на определенные внешние воздействия спе­цифическими реакциями. Любое изменение в окружающей сре­де является раздражителем, а реакция организма - проявлением раздражимости. Сочетания раздражитель - реакция могут накап­ливаться в виде опыта и использоваться в дальнейшем.
е)  Адаптация. Живые организмы приспособлены к среде обитания. Особенности строения, функций и поведения данного организма, соответствующие его образу жизни, и называют адаптацией.
ж) Процессы роста и развития. В течение жизни организмы претерпевают ряд количественных (возрастает число клеток) и качественных (идет дифференцировка клеток, образование тка­ней и органов, старение и др.) изменений.
з)  Эволюционное развитие. Все организмы существуют не только в пространстве, но и во времени. Эволюция есть необра­тимое и направленное развитие живой природы, сопровождаю­щееся появлением новых видов и прогрессивным усложнением жизни. Все то огромное многообразие живых существ, которое мы наблюдаем на Земле, есть результат эволюции.
3. Биологические исследования.
Исследование живого мира всегда было одной из важных сторон деятельности человека. Сначала от этого зависела егожизнь.Людям необходимо было знать, какие из населяющих Землю живых организмов - растений, животных, бактерий,грибов можно  использовать в пищу, для изготовления одежды, в качестве лекарственныхсредств или для устройства жилья, а каки е опасны или ядовиты. Люди ст ли изучать организмы более тщательно, собирали их, классифицировали сосетавляли списки растений и животных.
• Наука — сфера человеческой деятельности, духовное производство,  направленное на выработку и систематизацию обьективных знаний о деятельности, одна из форм общественного сознания, феномен культуры.                                               
Признаки науки: объект и предмет исследований, методы, научный язык,теории, "законы, понятия, сообщества ученых, исследовательские и учебные институты и др. Главное отличие естественных наук, таких как биология,физика, химия  от гуманитарных, таких как искусствоведение ратуроведение, состоит в том, что в естественных науках для получения  ответов на вопросы используется эксперимент. Эксперимент один из наиболее важных методов, применяющихся в биологии.
Что же такое метод?                                           
Метод (от греч. «methodos» — путь, способ познания ния) — способ практического и теоретического действия, направленного на овладение объектом
Методы исследования
Наблюдение Преднамеренное, целенаправленное восприятие объектов и процессов с целью осознания его существенных свойств.
Описателный Собирание и описание фактов
Сравнительный Сопоставление организмов и их частей, нахождение черт сходства и различий
Экспериментальный Целенаправленноецеленаправленное изучение явлений в точно установленных условиях, позволяющие воспроизводить и наблюдать эти явления.
Исторический Выяснение закономерностей появления и развтития организмов
моделирование Изучение процессов или явления через воспроизведение его в виде модели.
 
Последовательность выполняемых действий (алгоритм) при проведении научного исследования:
III.     Постановка проблемы, формулирование темы, целей и задач исследования.
IV.     Выдвижение гипотез.
V.       Планирование хода исследования, выбор методики.
VI.     Проведение практической части исследования, регистрация качественных и количественных результатов.
VII.  Обработка полученных результатов.
VIII.                       Анализ полученных результатов.
IX.     Формулирование выводов.
X.       Определение комплекса нерешенных вопросов.
Оформление итогов исследования.
 
III. Закрепление.
Задание 1. Проанализируйте высказывание К. Гробстейна и укажите свойства живого, используемые в данном определе­нии жизни:
«Жизнь - макромолекулярная система, для которой харак­терна определенная иерархическая организация, а также спо­собность к воспроизведению, обмен веществ, тщательно регу­лируемый поток энергии, - являет собой распространяемый центр упорядоченности в менее упорядоченной Вселенной».
Задание 2. Объясните, почему живые организмы назы­ваются «открытыми системами».
Задание 3. Чем отличаются процессы обмена веществ у живых организмов и в неживой природе?
Домашнее задание: § 1,2           Провести исследование:
  1. Появление вредных привычек у подростков(курение, употребление тонизирующих напитков, сквернословие, )
  2. Появление приспособлений у животных и растений к тем или иным условиям.
  3. Когда люди ругаются – они крича, даже если находятся рядом друг сдругом.
  4. Люди, у которых есть домашние животные, живут дольше и менее подвержены стрессам и сердечным приступам.
  5. Кошки, верблюды жирафы начинают ходить с левой ноги.
  6. Кошки никогда не мяукают разговаривая друг с другом.
  7. Кошка ловит мышей , но не обязательно для питания.
  8. Млекопитающие убивают друг друга по двум причинам(пища, опасность), а человек…….
Категория: Биология 9 класс | Добавил: Дождь (24 Фев 2016)
Просмотров: 1615 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar