МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Биосинтез белка».
 МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Теоретического занятия
ТЕМА:  «Биосинтез белка».
 1.  ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:
А.  Учебная цель:
Сформировать знания об основных этапах процесса биосинтеза белка. Выяснить суть понятий транскрипция и трансляция.  Закрепить знания о механизме синтеза полипептидной цепи на основе знаний о  матричном синтезе, характерном только для живой природы.
Учащиеся должны знать:
Понятия:    Антикодон                       Ген                      Генетическая информация
                   Генетический код             Кодон                Матрица
                  Матричный синтез           Оператор         Оперон
                   Плазмида                          Полисома          Промотор
                  Репрессор                Структурный ген      Транскрипция
                 Трансляция                        Триплет

Учащиеся должен уметь:
- пользоваться таблицей генетического кода;
- составлять схемы биосинтеза белка;
- осуществлять цепочки превращений веществ в ходе процесса биосинтеза белка.
Б.  Учащиеся должен иметь представление:
 О строении и функциях белка  и нуклеиновых кислот в клетке, об  обмене веществ.
В.  Развивающая цель:
  • развивать умения анализировать и делать выводы;
  • способствовать пробуждению интереса к изучаемой  дисциплине;
  • развивать умения работать с научным текстом;
  • развивать память, внимание, логическое  мышление.
Г.  Воспитательная цель:
- формирование научно-материалистического мировоззрения;
- воспитание трудолюбия, усидчивости, умения вести диалог ответственное отношение к учебе;
- воспитывать у студентов дух соревнования, точность и быстроту ответов.
2.  ТИП ЗАНЯТИЯ: 
Теоретическое – комбинированное.
Продолжительность - 80 мин.
З.  МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ:  Кабинет  «Биологии» 
4.  МАТЕРИАЛЬНОЕ ОСНАЩЕНИЕ ЗАНЯТИЯ:
 таблицы:  «Биосинтез белка», «Строение белка», «Строение хлоропластов», «Генетический код».
5.  МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ: 
Химия.   Темы:  «Строение  и свойства белка»
 «Аминокислоты»    «Нуклеиновые кислоты».    Химия в медицине. 
Тема: «Применение органических веществ в медицине»
 
6.  ВНУТРИПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ:
Темы : «Строение и функции белков»
 «Нуклеиновые кислоты и их роль в жизнедеятельности клетки»
 
ХОД ЗАНЯТИЯ
  1. Организационный момент.
 Проверить готовность кабинета и студентов к занятию.  Ознакомить студентов с целью и планом занятия по данной теме.
  1. Объявление темы цели и плана занятия.
     Тема занятия: «Биосинтез белка».
  1. Контроль уровня знаний по теме «Обмен веществ»
                                       Фронтальный опрос.
    Вопросы:
  1. Какие уровни организации живой материи существуют на нашей планете?                                                                                       (Молекулярный, клеточный, организменный, популяционно видовой, экосистемный, биосферный)
  2. Перечислите основные признаки живого.                                                   (Единство химического состава, клеточное строение, обмен веществ и энергии, самовоспроизведение, саморегуляция, рост  иразвитие, раздражимость, наследственнсть, изменчивость)
  3. Какие уровни живой материи мы изучили и изучаем в настоящее время?                                                                                    (Молекулярный, клеточный)
  4. Какая наука изучает состав клетки?                                                           (Молекулярная биология или биохимия)
  5. Какая наука изучает клетки живых организмов?                                            (Цитология)
  6. Назовите основные группы химических веществ, входящих в состав клетки?                                                                                          (Неорганические и органические)
  7. Перечислите неорганические и органические вещества клетки. (Неорганические: вода и минеральные соли;  органические: белки, липиды, углеводы, нуклеиновые кислоты)
  8. На какие виды по особенностям строения делятся органоиды клетки?                      (На двухмембранные,  одномембранные и немембранные)
  9. Назовите 1-мембранные органоиды                                                                             (ЭПС, аппарат Голъджи, лизосомы), 2-х мембранные органоиды (митохондрии, пластиды, ядро) и немембранные (рибосомы, клеточный центр и цитоскелет, состоящий из микротрубочек и белковых нитей)
  10. Как называются вещества, ускоряющие химические реакции? Из каких веществ они состоят?                                                                                                             (Ферменты, состоят из белков)
  11. Как научно называется  процесс обмена веществ?                                       (Метаболизм)
  12. Дать, определение этому процессу.                                                                (Совокупность реакций ассимиляции и диссимиляции)
  13. Что представляет собой процесс ассимиляции веществ?                                (Реакции синтеза)
  14. Что представляет собой процесс диссимиляции?                                                 (Химическое расщепление – распад веществ до конечных продуктов)
  1. Объяснение нового материала.
                                           План лекции:
  1. Многообразие белков и строение молекулы ДНК.
  2. Генетический код.
  3. Этапы биосинтеза белка: транскрипция и трансляция.
  4. Регуляция процессов транскрипции и трансляции в клетках прокариот и эукариот.
 
  1.    Многообразие белков и строение молекулы ДНК.
  Важнейшим процессом ассимиляции в клетке является синтез белка. Так как белки выполняют в организме целый ряд функций, то необходимо синтезировать тысячи различных белков, тем более что большинство белков имеют ограниченный срок функционирования и синтез таких белков (компонентов мемб­ран, гормонов, ферментов) не прекращается ни на минуту. Так, на­пример, за сутки в организме человека распадается около 400 г раз­личных белков, следовательно, такую же массу нужно синтезировать снова.
    Каждый вид живых существ имеет свой собственный, строго опре­деленный набор белков. Белки являются основой уникальности каждо­го вида, хотя некоторые белки, выполняющие одну и ту же функцию в разных организмах, могут быть похожими и даже одинаковыми.
    С другой стороны, все особи одного вида хоть немного, но отлича­ются друг от друга. На Земле нет, например, двух абсолютно одинако­вых людей или амеб. Индивидуальную неповторимость каждой особи определяют различия в структуре белков.
   Свойства белков определяются прежде всего их первичной струк­турой, т. е. последовательностью аминокислот в молекуле белка. На­следственная информация о первичной структуре белка заключена в последовательности нуклеотидов в молекулах двуцепочечной ДНК. Следовательно, информация о строении и жизнедеятельности как каждой клетки, так и всего многоклеточного организма в целом за­ключена в нуклеотидной последовательности ДНК. Эта информация получила название генетической информации, а участок ДНК, в котором содержится информация о первичной структуре одного бел­ка, называется геном.
   
    2.  Генетический код. Каждой аминокислоте белка соответствует по­следовательность из трех расположенных друг за другом нуклеотидов ДНК триплет, или кодон. К настоящему времени составлена карта генетического кода, т. е. известно, какие триплеты в ДНК соответствуют той или иной из 20 аминокислот, входящих в состав белков (табл. 6). Как известно, в состав ДНК могут входить четыре азотистых основания: аденин (А), гуанин (Г), тимин (Т) и цитозин (Ц). Число сочетаний из 4 по 3 составляет 43 = 64, т. е. ДНК может ко­дировать 64 аминокислоты. Однако всего кодируется только 20 ами­нокислот. Оказалось, что многим аминокислотам соответствует не один, а несколько кодонов. Предполагается, что такое свойство гене­тического кода — вырожденность — повышает надежность хране­ния и передачи генетической информации при делении клеток. На­пример, аминокислоте аланину соответствуют 4 кодона — ЦГА, ЦГГ, ЦГТ и ЦГЦ. Получается, что случайная ошибка в третьем нуклеотиде кодона не сможет привести к изменениям в структуре белка — все равно это будет кодон аланина.
Таблица “Генетический код”.
Первое основание Второе основание Третье основание
У (А) Ц (Г) А (Т) Г (Ц)
У(А) Фен
Фен
Лей
Лей
Сер
Сер
Сер
Сер
Тир
Тир
-
-
Цис
Цис
-
Три
У(А)
Ц(Г)
А(Т)
Г(Ц)
Ц(Г) Лей
Лей
Лей
Лей
Про
Про
Про
Про
Гис
Гис
Глн
Глн
Арг
Арг
Арг
Арг
У(А)
Ц(Г)
А(Т)
Г(Ц)
А(Т) Иле
Иле
Иле
Мет
Тре
Тре
Тре
Тре
Асн
Асн
Лиз
Лиз
Сер
Сер
Арг
Арг
У(А)
Ц(Г)
А(Т)
Г(Ц)
Г(Ц) Вал
Вал
Вал
Вал
Ала
Ала
Ала
Ала
Асп
Асп
Глу
Глу
Гли
Гли
Гли
Гли
У(А)
Ц(Г)
А(Т)
Г(Ц)
 
 
Примечание: первый нуклеотид триплета берут из левого вертикального ряда, второй — из горизонтального ряда, третий — из правого вертикаль­ного.
  
    Так как в молекуле ДНК содержатся сотни генов, то в ее состав обязательно входят триплеты, являющиеся «знаками препинания» и обозначающие начало или конец того или иного гена.
Очень важное свойство генетического кода — специфичность, т. е. один триплет всегда кодирует только одну аминокислоту. Генети­ческий код универсален для всех живых организмов от бактерии до человека.
Это интересно!
То, что ДНК и РНК содержатся как в клетках животных, так и в клетках растений, выяснилось только к концу 30-х годов XX в. До того полагали, что ДНК содержит­ся только в клетках животных, а РНК — в клетках растений. То, что РНК содержит­ся во всех клетках, причем не столько в ядре, сколько в цитоплазме, было показа­но только в 40-е годы XX в.
 
  3. Транскрипция. Носителем генетической информации является ДНК, расположенная в клеточном ядре. Сам же синтез белка происхо­дит в цитоплазме на рибосомах. Из ядра в цитоплазму информация о структуре белка поступает в виде информационной РНК (иРНК). Для того чтобы синтезировать иРНК, участок двуцепочечной ДНК раскручивается, а затем на одной из цепочек ДНК по принципу
Рис. Схема процесса транскрипции
 комплементарности синтезируется молекула иРНК (рис. 42). Это происхо­дит следующим образом: против, например, Г молекулы ДНК стано­вится Ц молекулы РНК, против А молекулы ДНК — У молекулы РНК (вспомните, что вместо тимина РНК несет урацил, или У), против Т молекулы ДНК — А молекулы РНК и против Ц молекулы ДНК — Г молекулы РНК. Таким образом, формируется цепочка иРНК, пред­ставляющая собой точную копию второй (нематричной) цепочки ДНК (только вместо тимина включен урацил). Так информация о последо­вательности аминокислот в белке переводится с «языка ДНК» на «язык РНК». Этот процесс получил название транскрипции.
Для транскрипции, т. е. для синтеза иРНК, необходим особый фермент — РНК-полимераза. Так как в одной молекуле ДНК может находиться множество генов, очень важно, чтобы РНК-полимера­за начала синтез иРНК со строго определенного места ДНК, иначе в структуре иРНК будет записана информация о белке, которого нет
 

Рис. Взаимосвязь между процессами транскрипции и трансляции
в природе и который конечно же клетке не нужен. Поэтому в начале каждого гена находится особая специфическая последовательность нуклеотидов, называемая промотором. РНК-полимераза «узнает» промотор, взаимодействует с ним и, таким образом, начинает синтез цепочки иРНК с нужного места. Фермент продолжает синтезировать иРНК, присоединяя к ней новые нуклеотиды, до тех пор, пока не дой­дет до очередного «знака препинания» в молекуле ДНК — термина­тора. Это последовательность нуклеотидов, указывающая на то, что синтез иРНК нужно прекратить.
У прокариот синтезированные молекулы иРНК сразу же могут взаимодействовать с рибосомами и участвовать в синтезе белков. У эукариот иРНК синтезируется в ядре, поэтому сначала она взаимо­действует со специальными ядерными белками и переносится через ядерную мембрану в цитоплазму.
В цитоплазме обязательно должен иметься полный набор амино­кислот, необходимых для синтеза белков. Эти аминокислоты образу­ются в результате расщепления белков, получаемых организмом с пи­щей, а некоторые могут синтезироваться в самом организме.
Необходимо помнить, что любая аминокислота может попасть в рибосому, только прикрепившись к специальной транспортной РНК (тРНК).
 
   Трансляция. В цитоплазме происходит процесс синтеза белка, ко­торый по-другому называют трансляцией. Трансляция — это пере­вод последовательности нуклеотидов молекулы и-РНК в последова­тельность аминокислот молекулы белка (рис. 43).  С тем концом  и-РНК, с которого должен начаться синтез белка, взаимодействует ри­босома. При этом начало будущего белка обоаначается триплетом АУГ, который является знаком начала трансляции. Так как этот кодон кодирует аминокислоту метионин, то все белки (за исключени­ем специальных случаев) начинаются с метионина. После связывания рибосома начинает двигаться по иРНК, задерживаясь на каждом ее участке, который включает в себя два кодона (т. е. 3 + 3 = 6 нукле-отидов). Время задержки составляет всего 0,2 с. За это время моле­кула тРНК, антикодон которой комплементарен кодону, находяще­муся в рибосоме, успевает распознать его. Та аминокислота, которая была связана с этой т-РНК, отделяется от «черешка» и присоединяется с образованием пептидной связи к растущей цепочке белка. В тот же самый момент к рибосоме подходит следующая т-РНК, антикодон ко­торой комплементарен следующему триплету в иРНК, и следующая аминокислота, принесенная этой тРНК, включается в растущую це­почку. После этого рибосома сдвигается по и-РНК, задерживается на следующих нуклеотидах, и все повторяется сначала. Наконец, рибо­сома доходит до одного из так называемых стоп-кодонов (УАА, УАГ или УГА). Эти кодоны не кодируют аминокислот, они только
 

лишь показывают, что синтез белка должен быть завершен. Белковая цепочка отсоединяется от рибосомы, выходит в цитоплазму и форми­рует присущую этому белку вторичную, третичную и четвертичную структуры (рис. 44).
Все описываемые реакции происходят за очень маленькие проме­жутки времени. Подсчитано, что на синтез крупной молекулы белка уходит всего около двух минут.
Клетке необходима не одна, а много молекул каждого белка. По­этому как только рибосома, первой начавшая синтез белка на молеку­ле и-РНК, продвигается вперед, тут же на эту и-РНК нанизывается вто­рая рибосома, которая начинает синтезировать такой же белок. На ту же и-РНК может быть нанизана и третья, и четвертая рибосома, и т. д. Все рибосомы, синтезирующие белок на одной молекуле иРНК, назы­ваются полисомой. Когда синтез белка окончен, рибосома может связаться с другой молекулой иРНК и начать синтезировать новый бе­лок, закодированный в этой молекуле иРНК. Таким образом, последо­вательность аминокислот в первичной структуре белка не зависит от рибосом, а определяется только последовательностью нуклеотидов иРНК.
     Таким образом, трансляция — это перевод последовательности нуклеотидов молекулы иРНК в последовательность аминокислот мо­лекулы белка.
 
4.Регуляция транскрипции и трансляции в клетке и организме
 
        Оперон и репрессор. Известно, что набор хромосом, т. е. набор мо­лекул ДНК, одинаков во всех клетках одного организма. Следователь­но, каждая клетка тела способна синтезировать любое количество каждого белка, свойственного данному организму. К счастью, этого никогда не происходит, так как клетки той или иной ткани должны иметь определенный набор белков, необходимый для выполнения их функции в многоклеточном организме, и ни в коем случае не синтези­ровать «посторонних» белков, которые свойственны клеткам других тканей. Так, например, в клетках корня необходимо синтезировать растительные гормоны, а в клетках листа — ферменты для обеспече­ния фотосинтеза. Почему же в одной клетке не синтезируются сразу все белки, информация о которых имеется в ее хромосомах?       
Такие механизмы лучше изучены в клетках прокариот. Несмотря на то что прокариоты — одноклеточные организмы, их транскрипция и трансляция также регулируются, так как в один момент времени клетка может нуждаться в каком-либо белке, а в другой момент тот же самый белок может стать для нее вреден.
Генетической единицей механизма регуляции синтеза белков следует считать оперон, в состав которого входят один или несколько струк­турных генов, т. е. генов, несущих информацию о структуре иРНК, которая, в свою очередь, несет информацию о структуре белка. Перед этими генами, в начале оперона, расположен промотор — «посадоч­ная площадка» для фермента РНК-полимеразы. Между промотором и структурными генами в опероне располагается участок ДНК, называе­мый оператором (рис. 45, А). Если с оператором связан особый бе­лок — репрессор, то РНК-полимераза не может начать синтез иРНК.
    Механизм регуляции синтеза белка у прокариот. Приведем конк­ретный пример такой регуляции. Предположим, что в бактериальную клетку проникло пищевое вещество X, которое должно быть разруше­но на более мелкие части ферментом Ф, который закодирован в струк­турном гене оперона, но не синтезируется, так как оператор этого опе­рона заблокирован репрессором. В этом случае одна из молекул веще-

 
ства X, проникшего в клетку, связывается с молекулой репрессора. При этом комплекс X репрессор теряет способность удерживаться на операторе (рис. 45, Б), и РНК-полимераза тут же начинает синтез иРНК, на которой рибосомы синтезируют фермент Ф. Этот фермент начинает работать, разрушая молекулы вещества X, в том числе и те, которые входят в состав комплекса Х-репрессор. Когда все молекулы вещества X будут разрушены, репрессор снова сможет связаться с оператором, следовательно, синтез новых молекул фермента Ф будет прекращен, так как прекратится синтез его иРНК (рис. 45, В). А так как любая иРНК имеет ограниченный (и достаточно короткий) срок «жизни» в цитоплазме, по окончании которого она будет разрушена специальными ферментами, то вскоре прекратится синтез фермента Ф и на уже синтезированных молекулах иРНК.
        Механизм регуляции синтеза белка у эукариот. Регуляция работы генов у эукариот, особенно если речь идет о многоклеточном организ­ме, гораздо сложнее. Во-первых, белки, необходимые для обеспече­ния какой-либо функции, могут быть закодированы в генах различ­ных хромосом (напомним, что у прокариот ДНК в клетке представле­на одной-единственной молекулой). Во-вторых, у эукариот сами гены устроены сложнее, чем у прокариот; у них имеются «молчащие» уча­стки, с которых не считывается иРНК, но которые способны регули­ровать работу соседних участков ДНК. В-третьих, в многоклеточном организме необходимо точно регулировать и координировать работу генов в клетках разных тканей. Эта координация осуществляется на уровне целого организма и главным образом при помощи гормонов. Они вырабатываются как в клетках желез внутренней секреции, так и в клетках многих других тканей, например нервной. Эти гормоны связываются с особыми рецепторами, расположенными или на клеточ­ной мембране, или внутри клетки. В результате взаимодействия ре­цептора с гормоном в клетке активируются или, наоборот, репрессиру­ются те или иные гены, и синтез белков в данной клетке меняет свой характер. Например, гормон надпочечников адреналин активирует распад гликогена до глюкозы в клетках мышц, что приводит к улуч­шению обеспеченности этих клеток энергией. Другой гормон, инсу­лин, выделяемый поджелудочной железой, напротив, способствует об­разованию гликогена из глюкозы и запасанию его в клетках печени.
Конечно, полностью понять механизмы регуляции генов даже в от­носительно просто организованных живых существах мы пока не в силах. А если учесть, что организм человека состоит из более чем 200 млрд клеток и в каждой из них, по последним подсчетам иссле­дователей, содержится до 120 тыс. генов, то становятся очевидными
трудности, возникающие при изучении координации работы генов ор­ганизма человека. Следует также учесть, что 99,9% ДНК у всех лю­дей одинаковы и только оставшиеся 0,1% определяют неповторимую индивидуальность каждого человека: внешний вид, особенности ха­рактера, обмена веществ, склонность к тем или иным заболеваниям, индивидуальная реакция на лекарства и многое другое.
 
Это интересно!
Можно было бы предположить, что часть «неработающих» генов в тех или иных клетках утрачивается, разрушается. Однако целый ряд экспериментов доказал, что это не так. Из клетки кишечника головастика при определенных условиях можно вырастить целую лягушку, что возможно только в том случае, если в ядре этой клетки сохранилась вся генетическая информация, хотя часть ее не выража­лась в форме белков, пока клетка входила в состав стенки кишечника. Следова­тельно, в каждой клетке многоклеточного организма используется только часть генетической информации, содержащейся в ее ДНК. Значит, должны иметь место механизмы, «включающие» или «выключающие» работу того или иного гена в разных клетках. 
Общая длина молекул ДНК, содержащихся в 46 хромосомах человека, составляет почти 2 метра. Если бы генетически триплетным кодом были закодированы буквы алфавита, то ДНК одной клетки человека хватило бы для шифровки 1000 толстых томов текста!
  1. Обобщение и систематизация полученных знаний.
 Вопросы для блиц-опроса по теме:   «Биосинтез белка»:
1.  Сколько нуклеотидов входит в кодон?    (3)
2.   Сколько нуклеотидов входит в триплет?   (3)
3.  Какое свойство генетического кода характеризуется тем, что одна аминокислота кодируется несколькими разными кодонами?                                                      (Вырожденность или надежность)
4.  Какое свойство генетического кода характеризуется тем, что 1 кодон всегда кодирует только одну аминокислоту?    (Специфичность)
5.Что такое универсальность генетического кода?
 ( Генетический код одинаков для всех живых организмов от бактерии до человека)
6. Сколько видов аминокислот принимает участие в синтезе белка? (20)
7. Назовите участки гена. (Промотор, оператор,  структурный ген, терминатор)
8. Как называется участок гена, отвечающий за активность гена?(Промотор)
9. Название фермента, создающий РНК-копию гена.(РНК – полимераза)
10.  К какому участку гена подходит РНК-полимераза?
(РНК – полимераза «узнает» промотор, взаимодействует с ним, и с этого места начинает синтез и-РНК)
11. Как называются вставки в информационный участок гена, не несущие информации?
(«Знаки препинания»)
12. Как называются участки гена, содержащие информацию о  структуре белка?
(Структурным геном)
13. Название 1-го этапа биосинтеза — считывание информации
С ДНК на РНК. (Транскрипция)
14. В какой части клетки происходит транскрипция?(В ядре клетки)
15. Название 2-го этапа биосинтеза — построение белка на рибо­соме.(Трансляция)
16.  В какой части клетки происходит трансляция?
(В цитоплазме, на рибосоме)
17.  Что такое полисомы?
(Все рибосомы, синтезирующие белок на одной молекуле и-РНК, называются полисомой)
18. Что такое и-РНК?
(Это копия одного гена, является матрицей для синтеза белковой молекулы)
19. Какие  органоиды участвуют в  биосинтезе белка? (Рибосомы)
20. Сколько субъединиц в рибосоме?   (2)
21. Что такое ген?(Участок ДНК, несущий информацию о структуре одного белка)
22. Какое вещество доставляет аминокислоты к рибосоме?  (Транспортная РНК)
23.  Почему количество видов т-РНК больше, чем число видов аминокислот?
(Т-РНК столько сколько кодонов, кодирующих аминокислоты)
24. Что такое антикодон?  (Это участок т-РНК, кмплементарный кодону и-РНК)
25.  Зачем нужны в м-РНК кодоны, которым не соответствуют никакие антикодоны в т-РНК?   (Это знаки начала и конца трансляции)
26. Что такое оперон?   (Это генетическая единица  регуляции синтеза белков)
27. Чем оперон отличается от гена?
(Оперон может включать в себя несколько структурных генов, а перед ними располагается промотор и оператор)
   Критерии оценок блиц-опроса:
3 правильных ответа - «5» (отлично).
2 правильных ответа - «4» (хорошо).
1 правильный ответ - 3 (удовлетворительно).
Ни одного правильного ответа - 2 (неудовлетворительно).
 
  1. Заключительная часть.
Оценка работы, замечания.
  1. Домашнее задание.
          Учебник  «Биология»  под редакцией академика РАО   Н. В. Чебышева А. А.  стр.69-76, материал лекции.
                                                               Используемая литература
Литература для преподавателя:
  1. А. В. Онищенко   «Биология в таблицах и схемах. Для школьников и абитуриентов» Санкт-Петербург  2004г.
  2. И. Ф. Ишкина «Общая биология. Поурочные планы». Волгоград «Учитель» 2006г.
  3. Л. С. Короткова «Дидактический материал по общей биологии». Москва, «Просвещение»  2002г.
  4. М. М. Боднарук  «Занимательные материалы и факты по общей биологии   в  вопросах и ответах». Волгоград  «Учитель» 2007г.
  5. Н. Д. Тарасенко, Г. И. Лушанова «Что вызнаете о своей наследственности?» Новосибирск «Наука» 1999г.
  6. С. Г Мамонтов «Биология для школьников старших классов и поступающих в вузы». Москва, «Дрофа» 2007г.
Литература для студентов:
  1. Биология под редакцией академика РАО Н. В. Чебышева А. А.  Москва «Академия» 2006г.
  2. Каменский, Е. А. Криксунов  «Общая биология 10-11 классы». Москва, «Дрофа»  2007.
  3. М.В. Высоцкая «Биология. Рефераты». Волгоград «Учитель» 2007г.


Источник: биосинтез белка, цитология, генетический код, днк, метаболизм,
Категория: Биология 9 класс | Добавил: Дождь (24 Фев 2016) | Автор: Важнейшим процессом ассимиляции
Просмотров: 4730 | Комментарии: 1 | Теги: днк, рнк, транскрипция, белок | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 1
avatar
1
1
отличная работа
avatar