Сайт учителя биологии МБОУ СОШ №3 г.Морозовск

Григорьевской Валентины Васильевны

Главная » Статьи » Уроки » Биология 9 класс

Сущность жизни и свойства живого. Уровни организации живой природы
Урок 2. Сущность жизни и свойства живого. Уровни организации живой природы
Цели: расширить знания учащихся об основных свойствах живых организмов, чертах сходства и отличиях живой материи от неживой; сформировать знания об уровнях организации живой природы; про­должить развитие у учащихся умений работать с текстом, составлять схемы и таблицы.
Оборудование: карточки-задания, схема «Уровни организации жи­вой природы», таблица «Уровни организации живой природы» (у каждого ученика или по одной на стол).
Ход урока
1. Организационный момент
2.Проверка знаний по теме: Биология: предмет, задачи, методы, связь с другими науками, значение
А) выполнение задания по карточкам: Подумай и скажи о каком методе исследования идёт речь
Методы биологических исследований
Характеристика метода Название метода
 1. Собирание и описание фактов      Описательный
 2. Целенаправленное изучение явлений в точно установленных условиях, позволяющее вос­производить и наблюдать эти явления     Экспериментальный
 3. Изучение процесса или явления через вос­произведение его в виде модели; метод позво­ляет воспроизвести такие экспериментальные условия, которые в реальности воссоздать по­рой невозможно     
Моделирование
 4. Сопоставление организмов и их частей, на­хождение черт сходства и различия        Сравнительный
 5. Выяснение закономерностей появления и развития организмов        Исторический
 6. Преднамеренное целенаправленное воспри­ятие объектов и процессов с целью осознания его существенных свойств        Наблюдение
Б) синквейн «биология»
В) Разбор домашнего задания: уч-ся озвучивают проблему, формируют тему, цели и задачи исследования, выдвигают гипотезы, описывают ход исследования.
3. Изучение новой темы   - Постановка проблемы
Разговор на прошлом уроке мы начали с определения , что такое биология. ( синквейн «биология») наука  о жизни, живых организмах, живой природе.   – Что такое жизнь? Попробуем дать понятие.
Задание: составьте синквейн понятия «жизнь».
Примеры синквейна:
1)       1. Жизнь.
2.  Многогранная, сложная.
3.  Возникает, существует, прекращается.
4.  Существует в форме организмов.
5.  Загадка.
2)        1. Жизнь.
2.  Многоликая, материальная.
3.  Самовоспроизводимая, самообновляется, зарождается.
4.  Основной объект изучения биологии.
5.  Явление.
Комментарии учителя.  Можно ли сформулировать определение понятия «жизнь»?
Материалистическое определение жизни дал Ф. Энгельс в XIX пеке:
 «Жизнь есть способ существования белковых тел. И этот способ существования заключается по своему существу в посто­янном самообновлении их химических составных частей».
 В этом определении указаны самые существенные, с точки зрения авто­ра, признаки жизни — материальный носитель (белковое тело), способ существования (самообновление), его механизм (обмен веществ).
Достижения биологии нашего времени позволили вскрыть но­вые черты, характерные для живых организмов, и на этом основа­нии дать более подробное определение понятия «жизнь». Одно из этих определений принадлежит советскому ученому М.В. Волькенштнейну:
«Живые тела, существующие на Земле, представляют собой открытые саморегулирующиеся и самовоспроизводящиеся системы, построенные из биополимеров — белков и нуклеиновых кислот».
Но каждая из этих характеристик по отдельности может быть об­наружена и в неживых системах.
1)  Открытая система — система, обменивающаяся с внешней сре­дой энергией и веществом (примеры: паровой котел, костер).
2) Саморегуляция (авторегуляция) - автоматическое сохранение постоянства состава и свойств самой системой (примеры саморегу­лирующегося технического устройства: карбюратор).
3)  Пример самовоспроизведения- неживых структур — образова­ние кристаллов в насыщенных солевых растворах.
-    Попытки современных ученых дать полное определение жизни до сих пор не увенчались успехом. Дело в том, что живые орга­низмы обладают рядом признаком, отсутствующих у большин­ства неживых систем, но среди этих признаков нет ни одного такого, который был бы присущ только живому. Поэтому про­ще всего дать определение жизни, перечислив основные свой­ства живых организмов.
-    Какие же это свойства?
2. Работа с учебником.(уч-ся выписывают признаки живого, подчёркивают новые термины, которые необходимо запомнить.). Учитель на экране проецирует перечень свойств.
Критерии (свойства) живых организмов:
  1. Единство химическою состава.
  2. Обмен веществ.
  3. Самовоспроизведение.
  4. Наследственность.
  5. Изменчивость.
  6. Рост и развитие.
  7. Раздражимость.
  8. Дискретность.
  9. Саморегуляция.
  10. Ритмичность.
  11. Приспособляемость.
Учитель просит учащихся выбрать те признаки живых организ мов, о которых в тексте учебника речь не шла. Учащиеся называют дискретность, саморегуляцию, ритмичность.
Учитель поясняет данные свойства.
Комментарии учителя.
Дискретность (от лат. «discretus» — прерывистый, разделенный) — всеобщее свойство живого, суть которого заключается в том, что любая биологическая система состоит из отдельных взаимодей­ствующих систем (атомы, молекулы, органоиды, клетки, ткани, ор­ганизмы, виды и т.д.).
Дискретность строения организма — основа его структурной упо­рядоченности, она создаст возможность постоянною самообновле­ния путем замены « износившихся» структурных единиц.
Саморегуляция – это свойство которое характеризует способность живых организмов, обитающих в непрерывно меняющихся условий среды, поддерживать постоянство своего химического состава и интенсивность течения физиологических процессов.
Ритмичность – св-во, направленное на согласование функций организма с окружающей средой и обусловленное различными космическими и планетарными причинами: вращение Земли вокруг Солнца, сменой времён года, фазами Луны и т.д.
Таким образом живые организмы резко отличаются от неживых систем своей исключительной сложностью высокой структурной  и функциональной упорядоченностью. Эти отличия придают жизни качественно новые свойства.
3. Итак, мы кратко рассмотрели основные свойства живых организмов. Однако биологическая картина мира включает в себя и идею об уровнях  организации живой природы. Каждый уровень организации живого довольно специфичен, имеет свою характеристику, свои закономерности, и даже можно выделить науки, которые ведут свои исследования на каждом конкретном уровне.
Необходимо уточнить, что выделение отдельных уровней организации жизни условно, так как они тесно связаны между собой и вытекают один из другого, что говорит о целостности живой природы. Уровни организации живой природы
Выделяют несколько уровней организации живой природы. Изобразим их в виде блоков в схеме. Схема проиллюстрирует нам отдельные уровни организации жизни, связь их между собой, вытекание одного из другого и покажет целостность живой приро­ды.
                    субклеточный      
морлекулы   клетки   ткани   органы   организм
молекулярный клеточный тканевый органный организменный
         
         
Вид
популяция

 
биоценоз   биогеоценоз     биосфера  
Популяционно- видовой биоценотический Биогеоценотический
(экосистемный)
биосферный  
                       
 Мы видим, что строение живых систем характеризуется дискретно­стью, то есть разделенностью на функциональные единицы. Так, атомы состоят из элементарных частиц, из атомов состоят молекулы, из молекул (крупных и малых) — органоиды, которые, в свою очередь, образуют клетки, из клеток формируются ткани, а из них — органы и т.д.
4. Работа с таблицей.
— Совершим небольшую прогулку по уровням организации жи­вого, взяв для примера молекулу гемоглобина. По ходу .«движе­ния» запомним таблицу «Уровни организации живой природы» (на экране1).
Биология начинается с молекулярного уровня, ибо атомный уровень не несет следов биологической специфичности. С позиции молекулярного уровня, гемоглобин — белок, который состоит из аминокислот, но в отличие от многих других белков, является слож­ным белком. Он состоит из четырех, глобул (шариков - белков) и железосодержащих генов. Молекулярный уровень изучается биохи­мией и молекулярной биологией, именно они изучают, как, напри­мер, молекула кислорода связывается с гемоглобином.
Следующий основной уровень организации - клеточный. Ге­моглобин у позвоночных животных находится внутри красных кро­вяных телец — эритроцитов.
Комментарии учителя. В организме многоклеточных клетки объ­единены в ткани — системы межклеточного вещества и клеток, сход- пых по происхождению, строению и функциям.
Тканевый уровень изучает гистология. Благодаря специализации клетки выполняют свои функции гораздо эффективнее. Эритроцит, заполненный гемоглобином, лучше всех связывает кислород, однако сам не может двигаться, но его  несёт поток крови, в составе которой он находиться. Поток крови создаётся мышечными клетками сердца. Клетки сердца не могут работать без этого кислорода. Взаимодействие между близко расположенными тканями ведёт к их анатомическому обособлению и функциональной специализации, формирующий орган. Кровеносные сосуды приносят эритроциты во все органы.
Взаимосвязанные органы формируют новый уровень организации – организм.
-   Следующий уровень – популяционно - видовой. Зададим вопрос: Одинаковы ли молекулы гемоглобина в разных попу­ляциях людей? Преобладающим типов гемоглобина является гемоглобин А, однако в районах, где распространена малярия резко повышена частота встречаемости гемоглобина S, организмы SS болеют серновидноклеточной анемией, a AS — практически здоровы, риск заболеть малярией для них снижен более чем в 2 раза по сравнению с лицами, не имеющими гена гемоглобина S.
-   Теперь рассмотрим биоценоз — систему популяций разных видов. Популяции, сосуществующие в одном месте, связаны це­пями питания. Кто же, например, использует молекулы гемо глобина для питания? Конечно же, самки комара. Благодаря гемоглобину они выводят все новые и новые поколения насекомых. А все биоценозы связаны между собой круговоротом веществ, идущим через атмосферу, гидросферу, литосферу, в единую систему — биосферу. Так что, когда после очередного вдоха гемоглобин связывает молекулу кислорода, вполне воз­можно, что эта молекула образовались в результате фотосинтеза и листьях растения, а затем  с атмосферными потоками долетела до наших лёгких.
-   Мы видим, что научные проблемы, решаемые на разных уровнях организации живой природы, тесно переплетаются друг с другом, формируя у исследователя целостное представление о живой природе.
Д/з   § 2,3, термины, вопросы после §, записи в тетради.
 
 
Уровни организации живой природы.
Уровни Характеристика уровня Науки, ведущие Исследования на этом уровне
1. Молекуляр­
ный
 
Элементы уровня — атомы. С этого уровня начинаются про­цессы жизнедеятельности ор­ганизма: обмен веществ и энергии, передача наследст­венной информации и др. Это уровень биологических мак­ромолекул: белков, углеводов, нуклеиновых кислот Биохимия ,
 Молекулярная био­логия Молекулярная генетика
Биохимияия
 Биофизика
 
2. Надмолеку­лярный (субкле­точный) Молекулы различных веществ, объединяясь, образуют орга­ноиды клетки, каждый орга­ноид имеет определенное строение и выполняет свои функции
 
Цитологигия
 Биологияия клетки
 
3. Клеточный Клетка — структурная и функциональная единица всех живых организмов. На уровне клетки регулируются все про­цессы: передача информации, обмен веществ Цитологигия Цитогенчнетика Эмбриолология
Генная  инженери
4. Тканевой Ткань — группа клеток, сход­ных по строению, происхож­дению и выполняемым функ­циям Гистолопогия Эмбриолология
 
5. Органный
 
Ткань образует органы, органы – системы органов. Анатомия
 Физиолюлогия
6. организменный Многоклеточный организм представляет собой целостную систему органов, специализи­рованных на выполнении раз­личных функций
 
Анатомия
Биометрия
Физиология
Гигиена
Биоэнергетика
Морфология
 
7. Популяционно - видовой
 
Совокупность организмов од­ного и того же вида, объеди­ненная общим местом обита­ния, создает популяцию как систему надорганизменного порядка. В этой системе осу­ществляются простейшие эле­ментарные эволюционные преобразования
 
Экология Эволюция Генетика популяций
 
8.Ьиоценотический Биоценоз — совокупность по­пуляций разных видов, оби­тающих на одной территории и взаимодействующих друг с другом
 
Экология
 Эволюция
 Генетика популяций
 
9.Биоцгеоценотический Биогеоценоз — совокупность организмов разных видов со всеми факторами среды их обитания. Это открытая, са­морегулирующаяся и самовос­производящаяся система
 
Экология
Биогеоценология
Биогеография
9.Биосферный Биосфера — совокупность всех биогеценозов. Система выс­шего порядка, охватывающая все явления жизни на нашей планете Экология
Глобальная эколо­гия
Социальная эколо­гия
Космическая эколо­гия
 
Категория: Биология 9 класс | Добавил: Дождь (24 Фев 2016) | Автор: Сущность жизни и свойства ж
Просмотров: 2560 | Теги: 9 класс, жизнь, биосфера, биология | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar